Светофорчик Стань заметней на дороге Дошкольники Проект Вариативная форма дошкольного образования Фурманов Звездочка

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОМА

 

Л

 

Организовываем развивающую среду дома

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития.

Ребенок проводит много времени дома, тем самым окружение оказывает на него достаточно сильное воздействие. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений он впитывает все, что его окружает.

Однако, ребенок имеет возможность взять из своего окружения то, что ему сейчас интересно, то, к чему готова его психика, то есть он становится активным участником процесса развития.

По своей сути, обогащенная развивающая среда – это такое окружение ребенка, которое делает возможным его интенсивное, гармоничное, комплексное развитие.

Развивающая среда - это обстановка, в которой ребенок более активно и быстро познает мир во всем его многообразии. Такая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению способностей.

Поэтому, организовывать пространство жизни ребенка нужно с наибольшей пользой.

 

Что необходимо знать при организации развивающей среды дома?

Необходимо организовать развивающую среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Основным требованием к среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие и др.

В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Главное и основное правило организации среды дома - доступность.

Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны.

Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия, в идеале должны быть открыты, чтобы ребенок подходил и брал то, что ему интересно.

Пока ребенок мал, кладем развивающие материалы на нижние полки, а по мере роста малыша- на более высокие.

Развивающая среда предполагает свободный выбор, который реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала и т.д. Развивающая среда должна быть гибкой – меняться по мере роста ребенка и изменения задач его развития.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается.

Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений.

Поэтому среда не может быть построена окончательно. Развивающая среда предполагает выбор в пользу разнообразия и многофункциональности игрушек.

Покупая очередную игрушку, следует задавать себе вопрос: какую новизну и пользу она принесет вашему ребенку.

Также учитывается безопасность оборудования и материалов для здоровья детей.

Развивающая среда должна носить системный характер, она может быть представлена отдельными элементами, которые можно использовать в совокупности с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

К примеру, взять книгу (из книжного уголка) и показать иллюстрации любимой игрушке и т.д.)

Многие имеют различные возможности организации детского уголка дома. Приведем несколько примеров, что и как можно использовать.

В доме можно использовать все для развития: стены, пол, потолок, окна, двери.

Сделать разные интересные уголки, чтобы привлекали взгляд, и там захотелось побыть, пофантазировать, поиграть.

Один из способов размещения информации – то, что она часто попадается ребенку на глаза и хорошо запоминается.

Обратите внимание, что картинки должны быть большими – ребенок должен хорошо их видеть, не напрягая зрение.

Под картинкой можно сделать подпись – название предмета, изображенного на картинке.

По мере роста малыша, картинки меняются.

 

Купание в ванной!

Интересное, веселое, полезное. Полезное, не только с точки зрения гигиены.

Во время купания можно организовать занятия для ребенка.

Используя стены вместо доски можно легко и просто запомнить геометрические фигуры.

Взрослый рисует на стене квадрат или треугольник, а малыш стирает его пальчиком.

Посчитайте вместе, сколько углов у этих фигур.

Геометрические фигуры можно вырезать и из тонкого поролона.

Тогда у ребенка появится целая коллекция обучающих мочалок.

Ими можно просто играть, рассматривать и изучать, а можно выполнять взрослые инструкции: давай помоем животик красным квадратиком, а ножки потрем синим треугольником и т.д.

 

Использование клея, бумаги, ножниц и других материалов. 

Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за полчаса. К примеру, изготавливаем геометрические фигуры.

Берем картон, цветную бумагу, вырезаем (одного цвета для облегчения восприятия), клеим на один лист картона и изучаем геометрические формы, затем отыскиваем, что есть дома (на улице) круглое, квадратное, треугольное.

Изучаем размер: вырезаем круг (квадрат и т.д.) одного цвета, но разных размеров, клеим на одной линии и ищем самый большой, средний, самый маленький и т.д.

Можно совместно создать «Альбомы по интересам» (в них можно хранить и пополнять коллекцию открыток, фантиков от конфет, иллюстрации с изображением игрушек, животных и др., или просто хранить фотографии с очередного интересного мероприятия).

 

Книжки 

Обязательно должно быть множество книг, с учетом возраста ребенка, с запоминающимися иллюстрациями и интересными сюжетами.

 

Мешочек добрых дел

По желанию, он может быть украшен с использованием подручных материалов). Суть его в том, что за каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет (камушек, ракушка или что другое, придуманное вами).

Например, помог маме, бабушке, поделился игрушкой и т.д.

Подобие такого мешочка, может быть «Мешочек настроения», куда ребенок «кладет, убирает» свое плохое настроение и т.д.

Вариантов создание и использования материала достаточно много.

Самое главное - чаще общайтесь с ребенком.

Детям старшего возраста задавайте вопрос «Как ты думаешь?»

Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ним.

Ходите с ребенком в музеи, театры и другие учреждения.

Проводите совместные наблюдения и опыты.

Время, которое ребенок проводит дома, можно разнообразить и сделать более интересным.

Использовать в деле можно практически все, только отсейте опасные предметы, уберите ценные вещи, а остальное отдайте для изучения ребенку.

Пусть ребенок в дальнейшем бросит заниматься этим делом, а интерес у него проявится совершенно в другом-такие занятия обязательно оставят положительный след.

Задача взрослых – не только наполнить развивающую среду, но и научить ребенка взаимодействовать с ней, установив определенные правила.

Помните, что вышеописанное - это только лишь малая часть того, что вы можете сделать дома.

На самом деле для этого не так много требуется.

Включайте фантазию, и каждый день будет насыщен увлекательными и незабываемыми приключениями!

 

 

Литература: Никитины Л. А и Б. П. Мы и наши дети. – М.: Семейный круг, 1988. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. – Новосибирск, 2010.

 О